Статьи

Украинские реформы в электроэнергетике

По сравнению со своим газовым сектором, электроэнергетика Украины получила скудное академическое внимание, несмотря на ее важность для экономики и безопасности страны. В то время как природный газ питает большинство систем централизованного теплоснабжения, электричество приводит в действие компрессоры, свет, энергию и насосы, которые перемещают нагретую воду по распределительным сетям, чтобы добраться до потребителей. Большая часть энергоресурсов в Украине завершит свой жизненный цикл в течение следующего десятилетия, и их необходимо будет заменить или модернизировать. Причина этого в том, что почти все украинские электростанции датируются советскими временами, и около половины из них старше 40 лет. Являясь восьмым по величине производителем электроэнергии в мире, более 50% электроэнергии в Украине вырабатывается за счет атомной энергии – еще 30% — за счет угля и менее 3% — за счет ВИЭ, подробнее об этом можно узнать из официального сайта Украинской Энергетической Биржи https://www.ueex.com.ua/.

Украина взяла на себя обязательство реформировать свой сектор электроэнергетики несколькими способами: через соглашение об ассоциации, договор о ЕС и Меморандум о взаимопонимании по стратегическому энергетическому партнерству. Более конкретно, энергетический сектор Украины должен соответствовать экологическим стандартам ЕС в качестве требования по Соглашению об ассоциации с ЕС. Украина остается одним из крупнейших потребителей электроэнергии в Европе, даже после экономического спада, вызванного в основном конфликтом на востоке страны. Общая установленная мощность составляет 55,3 гигаватт, из которых около 3,2 ГВт – в основном полученные от электростанций, сжигающих антрацитовый уголь – пострадали от конфликта на востоке Украины. В электроэнергетическом секторе страны доминируют три компании: «Укрэнерго», «Энергоатом» и «Укргидроэнерго».

Цели реформ в электроэнергетике

Для улучшения своей электроэнергетики новое украинское правительство инициировало ряд реформ. Первая ключевая цель-создание конкурентоспособного оптового и розничного рынка электроэнергии в интересах граждан Украины, обеспечение открытости сектора для новых участников, прозрачности в управлении и предоставления потребителям реального выбора. Эта повестка дня обширна и очень амбициозна, учитывая отправную точку Украины. В этом смысле 22 сентября 2016 года был принят закон О регулировании энергетики и коммунальных услуг, а проект закона О рынке электроэнергии прошел первое чтение в парламенте (Верховная Рада Украины, 3 февраля 2016 года). Еще одним крупным прорывом стало принятие в апреле 2017 года нового закона О рынке электроэнергии, основанного на 3ЭП (Верховная Рада Украины, 21 февраля 2017 года). Закон вводит принципы добросовестной конкуренции и недискриминационного участия на рынке электроэнергии, равных прав на продажу и покупку электроэнергии, свободного выбора потребителями поставщиков электроэнергии, доступа третьих лиц к передающим и распределительным сетям, установления цен и тарифов, отражающих фактические затраты, подробнее с данной информацией можно ознакомиться на сайте УЭБ https://www.ueex.com.ua/exchange-quotations/natural-gas/.

Закон призван разделить нынешнюю модель «одного покупателя» на шесть новых рынков: (1) рынок двусторонних контрактов; (2) рынок на сутки вперед; (3) внутридневной рынок; (4) балансирующий рынок; (5) рынок вспомогательных услуг; и (6) розничный рынок (Радченко и др. 2018). Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг разработала правила функционирования нового рынка и провела общественные консультации по ряду других важных проектов подзаконных актов (правила для операторов систем передачи и распределения).

Реформа рынка электроэнергии затрагивает ядерный и угольный секторы, поскольку они являются основным средством производства электроэнергии в Украине. Это означает, что страна должна иметь комплексный подход к рынку и инфраструктуре, а также к влиянию обоих секторов на национальный рынок электроэнергии. Целью Украины здесь является декарбонизация ее экономики, как указано в энергетической стратегии до 2035 года. Это означает тщательный и вдумчивый подход к решению проблем угольного сектора, включая закрытие неэффективных или опасных шахт, где ЕС может оказать помощь, опираясь на свой опыт.

Тем не менее, как и в случае с реформами в секторе природного газа, основная задача, которая сейчас стоит перед нами, заключается в фактическом осуществлении этих законов. Во-первых, по состоянию на начало 2018 года внутренний долг энергетического сектора составлял 1,04 млрд долларов США. Между тем, независимость регулятора продолжает оставаться ключевым вызовом, без которого рынок электроэнергии не сможет работать на благо общества и экономики – поскольку регулятор находится под сильным политическим влиянием и под олигархическим контролем. Кроме того, новый закон О рынке электроэнергии не вступит в полную силу до июля 2019 года. В переходный период существует опасность того, что противники нового закона смогут либо воспрепятствовать его осуществлению, либо направить его в русло, благоприятное только для их собственных узких интересов.

Как утверждает Пуглиси, в Украине либерализация экономики была продвинута лишь настолько, чтобы позволить приватизацию государственных активов, но не коррекцию рыночных искажений. В том же духе Климина подчеркивает, что благодаря своей политической, экономической и медийной власти несколько чрезвычайно богатых людей получили активы, контролируемые государством, когда реформы экономической либерализации только начались. Кроме того, фактической реализации ждет разукрупнение «Укрэнерго». Согласно последнему докладу ОЭСР, планы реорганизации и реформирования Укрэнерго не были полностью реализованы и в настоящее время находятся в тупике. Наконец, согласно недавнему докладу МВФ, уровень коррупции в Украине и ее энергетическом секторе чрезвычайно высок,что создает барьеры для выхода на рынок новых субъектов. В результате сохраняется лишь низкая конкуренция между производителями электроэнергии и недостаточная экономическая эффективность.